VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рассмотрение процесса государственного финансового регулирования экономики, его проблем и возможных путей совершенствования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006965
Тема: Рассмотрение процесса государственного финансового регулирования экономики, его проблем и возможных путей совершенствования
Содержание
Курсовая работа
































Содержание



Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методические особенности государственного финансового регулирования экономики ………………………………………………………….5

Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики ……………………………………………………………………………5

Особенности устройства механизма государственного финансового регулирования экономики ………………………………………………………….7

Функции, формы и методы государственного финансового регулирования экономики …………………………………………………………………………..10

Глава 2. Анализ основных инструментов государственного финансового регулирования экономики Российской Федерации ……………………………..15

2.1 Регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики страны ………………………………………………………………………………15

2.2 Финансовая политика Российской Федерации в процессе финансового регулирования экономики ………………………………………………………..18

2.3 Состояние долговой политики России, как одного из основных способов финансового регулирования экономики государством …………………………23

Глава 3. Совершенствование финансового регулирования экономики Российской Федерации ……………………………………………………………26

3.1 Основные проблемы государственного финансового регулирования экономики …………………………………………………………………………..26

3.2 Перспективы совершенствования финансового регулирования экономики ……………………………………………………………………………………….28

Заключение …………………………………………………………………………33

Список использованной литературы ……………………………………………..35










Введение



Важность исследования государственного финансового регулирования экономики подчеркивается  тем, что государственная политика в данном направлении является целенаправленной деятельностью правительства по управлению и регулированию финансово-экономической системы.

Комплексность государственной политики финансового регулирования предполагает стимулирующую роль экономики в целом, а так же финансовых фондов и активного воздействия на производство в частности.

Эффективность государственного финансового регулирования экономики зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном рыночном хозяйстве на основе плановости.

Финансовое регулирование является наиболее характерным проявлением национального суверенитета каждого государства с экономической точки зрения. При этом механизм финансового регулирования экономики госуларства, на самом деле, является основным инструментом ориентации экономики в целом и в отдельных направлениях государственной политики, таких, как региональной, социальной, промышленной политике и т.д., через расходную части бюджета непосредственное влияние на государственные инвестиции и косвенного влияния, на частные инвестиции. Финансовое регулирование экономики государства может осуществлять краткосрочные экономические цели (предотвращение рецессии или вытекающие инфляции) или структурные задачи по улучшению, относящиеся к национальной экономике и которые реализуются через производственные инвестиции. Очевидно, что хотя это трудно, координация финансового регулирования посредством государственной политики является чрезвычайно важным для экономической конвергенции стран.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса  государственного финансового регулирования экономики, его проблем и возможных путей совершенствования.

Задачи курсовой работы следующие:

- рассмотреть понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики;

- исследовать особенности устройства механизма государственного финансового регулирования экономики;

- изучить функции, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;

- проанализировать вопрос регулирования экономики посредством денежно-кредитной политики страны;

- провести оценку финансовой политики Российской Федерации в процессе финансового регулирования экономики;

- рассмотреть состояние долговой политики России, как одного из основных способов финансового регулирования экономики государством;

- выявить основные проблемы государственного финансового регулирования экономики;

- разработать перспективные направления совершенствования финансового регулирования экономики.

Объект исследования: финансовое регулирование.

Предмет: политика государственного финансового регулирования.






Глава 1. Теоретико-методические особенности государственного финансового регулирования экономики 



Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики



Сущность государственного финансового регулирования экономики определяется государственным устройством и функциями, которые выполняет государство, а также уровнем развития производительных сил, природой форм собственности. Также данная форма регулирования экономической системы страны является главным связующим звеном между финансовой системой страны, а сконцентрированные в нем средства непосредственно влияют на развитие экономики и социальной сферы.

Механизм финансового регулирования экономики используется государством как:

- финансовая база для выполнения возложенных на нее функций регулирования жизненно важных отраслей экономики и создания необходимой инфраструктуры, обеспечения управления и обороноспособности страны, осуществление между территориальным и межотраслевым перераспределением средств;

- инструмент решения социально-экономических проблем, достижение стабильности в обществе, развития основных сфер его жизнедеятельности;

- источник финансирования непроизводственной сферы - образования, культуры, науки, здравоохранения.

При помощи финансового регулирования экономики осуществляется так же влияние на развитие  производительных сил, научно-технического прогресса, защиту и охрану окружающей среды.

Значение финансового регулирования экономики обусловлено наличием ряда взаимосвязей, под влиянием которых функционируют все другие составляющие экономической системы страны. Наличие государственного позволяет правительству распределять средства на нужды общества в соответствии с определенными приоритетами, регулировать эффективность, пропорциональность сбалансированного развития производственной  и непроизводственной сферы регионов, влиять на темпы развития и структуру общественного производства.

Стратегической целью финансового регулирования экономики государства является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране, создание экономических, правовых и организационных условий для повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов  между различными звеньями экономической системы для эффективного ее развития, направленного на экономический рост и повышение жизненного уровня населения. Финансовое регулирование предусматривает государственную поддержку сектора экономики, создание условий для привлечения инвестиций, реализацию протекционистских мер защиты отечественных товаропроизводителей.

Государство имеет возможность выступать в роли бизнесмена, предпринимателя. Под национальным предпринимательством подразумевается работа национальных компаний, издающих продукты и сервисы, необходимые с точки зрения цели формирования государственной экономики, однако, как правило, малодоходные с точки зрения рыночной экономики. В отличие от  рядовых коммерсантских учреждений, цели национальных компаний находятся не только в получении прибыли, но и в обеспечение общественно важных продуктов, трудов, услуг, которые обеспечивают деятельность экономики в полном, в том числе личного капитала.

Перераспределение прибыли с точки зрения общественно-финансового выравнивания и помощи социально незащищенным слоям населения является также отличительной особенностью финансового регулирования в современных обстоятельствах рыночно направленной экономики. Страна применяет разные способы и механизмы изъятия доли прибыли у наиболее обеспеченных слоев населения с целью передачи их другим людям, которые испытывают в них острую необходимость и не могут самостоятельно обеспечить себе минимально достойный уровень жизни. Подобная переадресация работает как способ предотвращения общественных столкновений и разрушения общественной устойчивости в мире, дает возможность разрешать почти все проблемы общенационального характера, связанные с социальным обеспечением и гарантиями.

К главным способам перераспределения прибыли принадлежат:

- Налоговое переназначение прибыли, что учитывает неполное либо абсолютное избавление от уплаты налогов одних людей и высокую ставку их оплаты для других. Подобным способом правительство принимает решает основные общественно-финансовые проблемы: помогает незащищенным и социально восприимчивым слоям населения, активизирует небольшое бизнес, формирование общественно важных сфер, притягивает иностранные инвестиции;

- Национальное финансирование и финансирование субъектов предпринимательства из средств правительственного либо местного бюджетов, специализированных фондов;

- Национальная закупка товаров услуг с целью правительственного пользования. Страна приобретает продукцию с целью формирования экономной области: войсках, партикулярного возведения, организации создания и здравоохранения.

В таком случае национальные закупки продуктов и услуг обеспечивают бизнесменам устойчивый рынок реализации товаров и доход. Данная модель перераспределения прибыли содействует снятию трудностей занятости и благополучия жителей.



1.2 Особенности устройства механизма государственного финансового регулирования экономики



Механизм финансового регулирования экономики посредством государственной политики имеет макроэкономический характер регулирования экономики. С поддержкой фискальных и денежно-пластиковых рычагов финансовой политические государство проводит мероприятия для сглаживания финансового цикла: затормаживание повторяющегося падения производства, возобновление экономики в обстоятельствах регресса, охлаждение экономики в случаях проявлениях перегрева, что угрожает новым упадком.

В данном контексте следует отметить, что наибольшая доля в общих расходах государства припадает на финансирование экономики государства, что осуществляется посредством распределения доходов и расходов в контексте бюджетного регулирования. К этой группе относятся: капитальные вложения, финансирование неотложных мероприятий по реконструкции предприятий, наращивание производства потребительских товаров и продукции производственного назначения.

Таким образом, на основании вышесказанного рассмотрим основные принципы распределения доходов и расходов между бюджетами разного уровня страны с помощью данных, представленных на рисунке 1 данной работы.





Рисунок 1 – Основные принципы распределения доходов и расходов между бюджетами разного уровня страны



В финансовой системе государственный бюджет занимает центральное место и является крупнейшим централизованным фондом денежных средств. Он имеет специфические признаки: значительные объемы; законодательную определенность; в его составе образуются бюджетные резервы, способствующие укреплению его устойчивости. Наряду с финансами, государственный бюджет воплощает финансовые отношения, возникающие при централизации денежных ресурсов и их использовании на общегосударственные нужды. На объем государственного бюджета влияют следующие факторы: уровень развития экономики и масштабы сдвигов в хозяйственном комплексе, размеры произведенного валового национального продукта; методы хозяйствования (рыночные, командно-административные); характер социальных и экономических задач, которые предполагается решить за счет средств бюджета.

Кроме того, так же следует отметить такой аспект функционирования рассматриваемого механизма, как финансовые отношения, которые строятся на базе бюджетного регулирования таковых. Финансовые отношения складываются между государством и предприятиями, учреждениями, организациями, населением по поводу уплаты налогов, сборов, а также при использовании бюджетных средств. 

В условиях социально-ориентированной рыночной экономики роль государственных бюджетов растёт. Бюджетные средства и внебюджетные фонды является финансовой основой государственного регулирования экономики, перехода на более качественные, социально высокие стандарты жизни граждан, нивелирования возможных социальных последствий и рисков жизнедеятельности общества и государства. Они направляется на оздоровление частного сектора, оплату многочисленных государственных заказов крупным корпорациям (компаниям), проведение общественных работ, направленных на обеспечение национальной безопасности, правопорядка, охраны окружающей среды, а также необходимых благ: образование, здравоохранение, рост уровня и качества которых в обществе повышает общее благосостояние, благополучие всех его членов.

Государственный бюджет может иметь бездефицитный, когда доходы перевесят расходы или равны им, или дефицитный характер, когда расходы больше, чем доходы. Бюджетный дефицит законодательно ограничивается, а источниками его покрытие служат внутренние и внешние займы, кредиты Национального банка страны. Его причинами могут быть: крупные инвестиции в развитие экономики, тогда он является следствием не кризисных явлений, а политики правительства, осуществление структурных реформ; негативные последствия непредвиденных событий - войны, катастрофы, стихийные бедствия; кризис в экономике, при которой бюджетный дефицит важнее преодолеть, что требует четких мер государства по финансовому оздоровлению экономики для его сбалансирования.

Достижения постоянной сбалансированности государственного бюджета является одним из важнейших направлений современного механизма государственного финансового регулирования экономики каждой страны. Большинство ведущих стран с рыночной экономикой имеют бюджетный дефицит: - в разной степени  около 2-3% от ВВП он вполне допустимы, не дает значимых негативных последствий и способствует развитию экономики, активизации деловой активности. В финансовой практике это получило название «дефицитного финансирования». Значительное превышение этих размеров бюджетного дефицита является свидетельством нестабильности финансовой системы, наличия диспропорций в расходной и доходной ее части, неэффективной бюджетной и финансовой политики государства. При этом, в большинстве постсоциалистических стран негативной чертой механизма финансового регулирования экономики является хроническая недостаточность государственного бюджета, которая принимается как должное из года в год.



1.3 Функции, формы и методы государственного финансового регулирования экономики



Функциями государственного финансового регулирования экономики (рыночной) в условиях перехода и становления рыночных отношений являются законодательная функция, информационно-прогнозная и аналитическая функции, регулирующая функция и социальная функция. Рассмотрим каждую из представленных функций более подробно.

Законодательная функция. Основным предназначением государства в современной экономике является формирование финансовой работы в рамках законодательного поля. Данная роль государства и государственных органов власти подразумевает исследование, утверждение и надзор за исполнением законов и законных общепризнанных норм, которые обеспечивают деятельность экономики в полном объеме, стабилизирующую финансовую работа отдельных ее субъектов

Проведение антимонопольной политики государственными органами  признается одной из первоочередных проблем финансового регулирования. В Германии, к примеру,  действует антитрестовский закон, которые защищает основы рыночной экономики. Делая упор на антимонопольное право, государство ведет борьбу монополизмом, оберегает основы свободной конкурентной борьбы, дает возможность реализовывать принципы рыночной экономики, увеличивать результативность хозяйствования.

2. Информационно-прогнозная и аналитическая функция заключается в том, что центральные хозяйственные органы определяют приоритетные качественные цели экономической политики на основе анализа функционирования национальной экономики и разработки вариантов макроэкономических прогнозов развития по важнейшим направлениям экономики.

3. Регулирующая функция. Регулирующая функция государственного финансового регулирования экономики заключается в создании макроструктуры экономики. Сформированная макроструктура является важной составляющей успешной экономики. Под макроструктурой понимают совокупность сфер хозяйства, которые обеспечивают процедуру производства. Имеется ряд типов макроструктуры:

- Производственная (автотранспорт, взаимосвязанность, линия энергоснабжения);

-Рыночная (институты, учреждения, обеспечивающие деятельность рынка: линия оптовой и розничной торговле в бирже и пр.);

- Институциональная (устройство государственного управления);

- Общественная (здравоохранение, образование, институты культуры);

- Информативная (комплекс информационных каналов, баз данных, информационных технологий).

На каждом из представленных уровней макроструктуры государство должно осуществлять поддержку экономического равновесия посредством прямых и попутных методов централизованного управления.

4. Социальная функция. Основной задачей реализации данной функции является обеспечение равного доступа всех слоев населения к определенному институционально-гарантированному уровню жизненных условий независимо от доходов данных слоев (физической культуры, образования, медицинского обслуживания). Создание социальных благ – одна из наиболее существенных функций государства.  Рыночная экономическая наука, равно как и любая иная, не может без них существовать. Тем не менее, субъекты рыночной экономики делают только то, что дает доход. Вследствие этого, социальные блага формируются государством либо негосударственными неприбыльными организациями, которые, кроме того используют помощь государства. Степень пользования социальных благ, обеспеченных государством, находится в зависимости с его перспективами, предопределенными размерами правительственного бюджета. Таким образом, социальная функция государственного финансового регулирования экономики выполняется за счёт бюджетного финансирования.

Высшей целью реализации социальной функции является развитие подходящих обстоятельств с целью помощи финансового формирования и общественной устойчивости сообщества.

Цели основной системы (их именуют основным четырехугольником) содержат в себе 4 главные миссии правительственного регулирования: предоставление увеличения продукта, минимизация безработицы, устойчивость степени стоимости, внешнеэкономический баланс, выражающейся в бездефицитном платежном равновесии. 

Поощрение занятости с помощью повышения национальных затрат приводит к увеличению экономного недостатка, что признается одной из значимых факторов стагнации экономики. Соперничество со стагнацией экономики посредством «удорожание денег» обладает собственным результатом уменьшения вложений и увеличения отсутствия работы. Вследствие этого, во всех четырех направленностях необходимо идти одинаково.

Государственное финансовое регулирование осуществляет свои функции с помощью определенных форм и методов воздействия на экономические процессы. На сегодняшний день отечественные и зарубежные исследователи выделяют 3 основные формы финансового регулирования, такие как самофинансирование, кредитование и государственное финансирование. Рассмотрим более детально сущность и особенности различных форм финансового регулирования экономики, с помощью рисунка 2 данной работы.





Рисунок 2 – Формы государственного финансового регулирования экономики



Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов финансового регулирования. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. 

Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность, а в ином случае вводит экономические меры, снижающие эту активность. 

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика. Основные направления денежно-кредитной политики государства представлены на рисунке 3 данной работы.




Рисунок 3 – Основные направления денежно-кредитной политики государства



Финансовая политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Глава 2. Анализ основных инструментов государственного финансового регулирования экономики на территории Российской Федерации



2.1 Регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики страны



Денежно-кредитная политика Российской Федерации представляет составную часть макроэкономической политики страны, являющейся, в первую очередь, основой становления и стабильного функционирования не только банковской системы, но и в целом экономики государства. Денежно-кредитная политика России является одним из основных инструментов финансового регулирования экономики.

Главным исполнителем денежно-кредитной политики является Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Главной целью денежно-кредитной политики выступает достижение стабильного денежного обращения. Для достижения данной цели ЦБ РФ  выделяет такие задачи денежно-кредитной политики, как: 

Обеспечение финансовой стабильности;

Достижение и поддержание минимально возможного инфляционного уровня;

Достижение наиболее стабильного обменного курса национальной валюты;

Содействие образованию устойчивого государственного платежного баланса;

Обеспечение условий, при которых возможно осуществление положительных структурных преобразований в экономике государства.

Денежно-кредитная политика разрабатывается непосредственно Банком России согласно статьи 45 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 

Так, ежегодно Банком России не позднее 26 августа, осуществляется представление на рассмотрение Государственной думы проекта основных направлений формирования единой денежно-кредитной политики государства на будущий год, а не позднее, чем 1 декабря, Банк России обязан представить непосредственные направления единой денежно-кредитной политики государства в предстоящем году. Данное мероприятие предусматривает обязательное представление проектного варианта Президенту России и Правительству.

Рассмотрение основных направлений единой денежно-кредитной политики государства на предстоящий год осуществляется Государственной думой с последующим вынесением соответствующего решения в сроки, которые не должны превышать срок принятия ею федерального закона о федеральном бюджете государства на будущий год.

Основными механизмами государственного финансового регулирования экономики посредством денежно-кредитной политики, являются корректирование процентных ставок по основным кредитным операциям и корректировка ставок по депозитным операциям. На основании этого, рассмотрим фактическое использование каждого из данных механизмов в процессе государственного финансового регулирования экономики. В первую очередь проанализируем особенности реализации корректировки процентных ставок ЦБ РФ за последние 3 года, что наглядно представлено в таблице 1 данной работы.



Таблица 1 – Изменение процентных ставок ЦБ РФ по основным операциям, % годовых

Инструмент

Срок. дни

2013

2014

2015

Изменение 2016 к 2013

Кредиты «овернайт»; сделки «валютный стоп» (рублёвая часть); ломбардные кредиты; РЕПО

1

8,00

8,25

18,00

10,00

Кредиты обеспеченные золотом

1

6,75

6,50

18,00

11,25



2 – 549

7,25

6,50

18,50

11,25

Кредиты обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

1

7,00

6,50

18,00

11,00



2 – 549

7,50

7,75

18,75

11,25

Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами

7 – 21, 92,

549

7,50

6,75

17,25

9,75

Ломбардные кредитные аукционы

1080

6,25

6,50

17,25

11,00

Аукционы РЕПО

1 – 6, 7

5,25

5,50

17,00

11,75

Депозитные аукционы

1 – 6, 7

4,75

5,75

17,00

12,25

Депозитные операции

1, до востребования

4,00

4,50

16,00

12,00

Ставка рефинансирования

8,00

8,25

8,25

0,25



Таким образом, на основании данных представленных в таблице 1, следует отметить, что на конец анализируемого периода наблюдается увеличение процентных ставок ЦБ РФ по всем операциям, в которых Банк России принимает участие. При этом, следует отметить, что в 2015 году произошёл достаточно большой скачок процентных ставок ЦБ РФ, что связано с ухудшением общей финансово-экономической ситуации на территории Российской Федерации. В данном случае значительное увеличение процентных ставок было предпринято Банком России для удержания ситуации в рамках допустимого и урегулирования сформировавшихся на фоне экономического кризиса проблем и в первую очередь девальвации рубля.

Особое значение для финансового регулирования экономики имеет корректировка ЦБ РФ депозитных ставок. В связи с этим, проанализируем изменения депозитных ставок ЦБ РФ в динамике за последние 3 года, что представлено на рисунке 4 данной работы.





Р?исунок 4 – Динамика изменения депозитных ст?а?во?к ЦБ РФ за 2013 – 2015гг.

Н?а ос?но?в?а?н?и?и ?д?а?н?н?ых, пре?дст?а?в?ле?н?н?ых ?н?а р?ису?н?ке 4, с?ле?дует от?мет?ит?ь, что з?а пос?ле?д?н?и?й отчёт?н?ы?й пер?ио?д, про?изо?шё?л з?н?ач?ите?л?ь?н?ы?й с?к?ачо?к ?к?ас?ате?л?ь?но у?ве?л?иче?н?и?я Це?нтр?а?л?ь?н?ы?м Б?а?н?ко?м ?депоз?ит?н?ых ст?а?во?к по пр?и?в?лече?н?и?ю ?де?не?ж?н?ых сре?дст?в ?кре?д?ит?н?ых ор?г?а?н?из?а?ц?и?й. Пр?ич?и?н?а?м?и ?д?а?н?но?й с?иту?а?ц?и?и ?я?в?л?яетс?я:

- з?н?ач?ите?л?ь?ное с?н?и?же?н?ие объё?мо?в ?депоз?ит?н?ых ?в?ло?же?н?и?й ?в 2014 ?го?ду ?из-з?а ?не?в?ы?го?д?ност?и ус?ло?в?и?й ?депоз?ит?н?ых с?де?ло?к ?д?л?я ?кре?д?ит?н?ых ор?г?а?н?из?а?ц?и?й;

- кризис в банковской сфере в виду чего большинство организаций наоборот были нацелены на получение дополнительных кредитов для нормализации собственной деятельности, а не на осуществление депозитных вкладов для максимизации прибыли.

Таким образом, на сегодняшний день денежно-кредитная политика ЦБ РФ является достаточно эффективной. Однако при этом, так же наблюдается рдя существенных проблем, требующих максимально оперативного урегулирования, в особености, в вопросе урегулирования депозитной политики.



2.2 Финансовая политика Российской Федерации в процессе финансового регулирования экономики



Ещё одним инструментом финансового государственного регулирования экономики Российской Федерации является финансовая политика страны. Основными элементами финансовой политики, с помощью которых осуществляется фактическое регулирование экономики, является бюджетное регулирование и налоговое регулирование.

Бюджетное регулирование является целенаправленной деятельностью политики государства с целью уравновешивания доходной и расходной части бюджета, увеличение эффективности используемых средств. Совокупность методов бюджетного регулирования называют бюджетной политикой государства. Бюджетное регулирование является инструментом государственного регулирования экономики для поддержания определенного уровня валового национального продукта, занятости и социального обеспечения. Понятие «бюджетная политика» может употребляться и в значении системы научно-обоснованных и законодательно определенных принципов (функций, принципов, методов, инструментов), мероприятий по совершенствованию взаимоотношений между различными звеньями государственного бюджета, которая разрабатывается с целью оптимального сбалансирования его параметров с учетом приоритетов развития бюджетной сферы и необходимости обеспечения эффективного выполнения государством его функций.

В условиях рыночной экономики роль бюджетного регулирования заключается  в обеспечении эффективного функционирования сферы государственных финансов. Это предусматривает оптимизацию объемов и структуры государственных ресурсов, повышение результативности их формирования, распределения и использование. 

Бюджетное регулирование следует рассматривать как важную составляющую финансовой политики, один из основных инструментов реализации экономической политики государства. Его приоритетными направлениями являются: финансовое оздоровление предприятий хозяйственного сектора, проведение налоговой реформы, сохранение общеэкономического равновесия, обеспечение сбалансированности и социальной направленности бюджета в условиях сокращение налоговых поступлений, выделение государственных и региональных программ социально-экономического развития и др.

Эффективность функционирования бюджетной системы показывает место и роль государства в регулировании экономических процессов, обеспечении стабильной макроэкономической направленности страны. Взвешенное, обоснованное перераспределение финансовых ресурсов через бюджет, достижение реальной сбалансированности бюджетной системы страны свидетельствуют о успешной реализации государственно-управленческих функций - стимулирующей, регулирующей, фискальной.

Бюджетное регулирование формируется и реализуется через систему органов государственной власти, обеспечивает процесс управления бюджетом. Главное управления бюджетом осуществляется исключительно на законодательной основе. В частности, законами утверждается государственный бюджет и бюджетная система страны, система налогообложения, налоги и сборы, основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долгов, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды, типы, статус национальной и иностранных валют. К органам государственной власти, обеспечивающих процесс управления бюджетом страны, в разных странах относят  Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственную налоговую администрацию, Государственной контрольно-ревизионной службу, органы государственного управления на региональном, федеральном, местном уровнях и другие. Каждый из них несет ответственность за выполнение отдельных направлений бюджетной деятельности в пределах возложенных на него задач, целей, функций и компетенции. В зависимости от роли, места, функций и объемов деятельности органы государственного управления подразделяются: общегосударственные органы управления и органы оперативного управления бюджетной и налоговой деятельностью. Работа этих органов является связанной и направленной на формирование и реализацию основ политики государства в этой сфере.

Бюджетное регулирование реализуется через функционирование бюджетного механизма. Под бюджетным механизмом понимают совокупность средств, применяет государство с целью организации бюджетных отношений и обеспечения надлежащие условия для экономического и социального развития страны. Его составляющими являются: бюджетное планирования и регулирования, финансовые показатели, нормативы, принципы и функции, методы, технологии и инструменты государственной политики. 

Средствами достижения эффективности использования бюджетных средств являются: программно-целевой метод бюджетирования - управленческая финансовая технология, которая предусматривает формирование бюджетных расходов в соответствии с четко определенными долго- и среднесрочными приоритетами развития страны, позволяет решать важные насущные социально-экономические проблемы общества в условиях множества целей его развития.

Стратегические цели бюджетного регулирования реализуются через бюджетный процесс, в ходе которого определяются  приоритеты государства, его задачи и функции на определенном этапе, разрабатываются соответствующие целевые программы и законодательная база, осуществляется оценка эффективности использования бюджетных средств, контроль за соблюдением бюджетного законодательства, выполнением бюджетных полномочий. К факторам повышения эффективности бюджетного процесса и бюджетного регулирования в целом можно отнести: научно-обоснованное бюджетное планирование, выполнение целевых бюджетных программ; прозрачный механизм использования бюджетных средств, в том числе, по целевому назначению, строгий контроль за каждой стадией этого процесса, соблюдение сроков составления, рассмотрения, утверждения, выполнения и составления отчетов про исполнение государственного бюджета, минимизации влияния политических факторов и тому подобное. Недостатками бюджетного процесса считаются: чрезмерная централизация и концентрация финансовых ресурсов на главном уровне, снижает роль местных бюджетов в решении жизненно важных задач; доминирование регулирующих доходов в структуре налогов и сборов, централизованный механизм формирования местных бюджетов, установление нормативов отчислений от бюджетообразующих доходов, дотационный характер реально самодостаточных бюджетов и тому подобное.

Рассмотрим наглядно структуру консолидированного бюджета Российской Федерации на основании данных, представленных на рисунке 5, отображённого ниже.





Рисунок 5 – Структура консолидированного бюджета Российской Федерации



В целом, бюджетное регулирование – это предоставление средств из общегосударственных доходных источников, закрепленных за бюджетами высших уровней, бюджетам ниже стоящих уровней с целью сбалансирования их на уровне необходимом для выполнения планов экономического и социального развития на определенной территории.

Также параллельно с использованием всех методов необходимо производить мониторинг ситуации и эффективности использования методов регулирования. Мониторинг может заложить информационную основу для проведения оценки бюджетного регулирования, что осуществляется по окончании планового периода распорядителями совместно с финансовыми органами, по ее данным принимаются управленческие решение о дальнейшем регулировании бюджетной политики в следующем периоде. Также проводится оценка бюджетного регулирования, но это понятие комплексное и, вотличие от мониторинга, осуществляется периодически  и позволяет более глубоко проанализировать результативность реализации бюджетного регулирования. 

Методы бюджетного разнятся по целям и механизмам реализации, поэтому использование каждого метода должно базироваться на мо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44